Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Классика и зло

Почему-то в кино классическую музыку слушают всякие сволочи. Людоед Ганнибал Лектор обожает "Вариации Гольдберга", какой-то злодей из бондианы совершает свои злодейские злодейства исключительно под Баха, выродок Алекс из "Заводного апельсина" фанатеет от "Людвига вана", семья вампиров в каком-то ужастике заслушивается Дебюсси, шизанутый американский военачальник жжет вьетконговцев напалмом под Вагнера в "Апокалипсисе сегодня", а венчает всю эту когорту совершенно спятившая нимфоманка-извращенка из "Пианистки", которая учит молодежь играть Шуберта и Шопена, а в свободное время шляется по порно-ларькам, режется бритвой и мечтает о жестком садо-мазо. Это заговор? Или классическая музыка и впрямь несет в себе настолько разрушительное и зловещее начало?

"Джаз": против и за



Когда-то давно по российскому телевидению показывали документальный сериал Кена Бернса "Джаз", а я его записывал на видеокассеты. 6 лет работы над фильмом, 13 миллионов долларов бюджета, мощная рекламная компания - это был колоссальный проект, который на некоторое время вернул интерес широкой публики к джазу. Но я с удивлением обнаружил, что американское джазовое сообщество приняло фильм в штыки. Критиковалось в нем буквально все: от общей концепции до деталей. Даже ажиотаж, поднятый фильмом, многие оценили как временную и ни к чему не ведущую бурю в стакане. Другие говорили, что "Джаз" просто очень скучен.

Конечно, я понимаю, что в фильме слишком много Луи и Дюка, что 70-е и 80-е годы толком не обозреваются, что уделено слишком много внимания вопросам борьбы против расовой дискриминации, зато джазу за пределами США не уделено никакого внимания. Но почему-то я очень люблю этот сериал, и никогда он мне не казался скучным: в свое время он был просто окном в джазовый мир! Уникальные съемки и фотографии, интересные интервью, связь джаза с общественно-политической жизнью, музыкантские взаимоотношения и приключения да и просто потрясная музыка - может, они там в Америке просто зажрались? А вы что думаете по поводу этого сериала?

P.S. Моя книжка уже лежит в книжных Екатеринбурга, но чувства во мне вызывает противоречивые...

Старая сказка про глупых немецких воришек



Давно хочу написать о замечательном фильме, который пару недель назад шел по каналу "Культура". Это "Внезапное обогащение бедняков из Комбаха" (1971) режиссера Фолькера Шлендорффа производства ФРГ. Начнешь смотреть - и не оторвешься. Сюжет таков: в 20-е годы XIX века кучка бедняков из деревни Кольбах в немецкой земле Гессен (что приятно, я бывал в этой самой земле!) с шестой, кажется, попытки грабят телегу, в которой лежит увитый цепями сундук с собранными податями. Подробно показаны все попытки ограбления и забавные взаимоотношения этих бедняков. Разбогатев без привычки к деньгам, эти ребята не могут ни толково воспользоваться свалившимся на голову богатством, ни скрыть факт грабежа: сыщики, естественно, живо находят по-деревенски сметливых, но не способных хитрить перед властями воров. Они покорно идут на казнь (только один бунтует), и лишь еврей со своей долей уходит от преследования и отправляется искать счастья в Америку.

Фильм не похож ни на что, что я видел. Серьезная социальная тематика положена на эстетику сказки какого-нибудь Андерсена и дополнена ироничным голосом за кадром. Четкая и аскетичная черно-белая картинка придает и без того волшебным ландшафтам немецких лесов сновидческую и потустороннюю атмосферу. Актеры с серьезными лицами разыгрывают незадачливых сельских трудяг, которым золото нужно только для того, чтобы сладко отобедать и одеться подобно господам. Музыка тоже хороша: простые, но эффектные и упругие рок-инструменталы идеально ложатся под неторопливый шаг лошади, везущей заветный сундучок, или под беготню нищебродов-грабителей по живописным черно-белым опушкам. И - как после просмотра любого хорошего кино - остается приятное ощущение, что в фильме скрыты дополнительные смысловые сокровища, которые либо вообще не найти (ибо жизнь человеческая загадочна, а то и вовсе непостижима), либо нужно попытаться отыскать во время дополнительных просмотров. Если будет время и возможность - посмотрите, не пожалеете!

"Иди и смотри"



Вчера ночью по каналу "Культура" посмотрел фильм "Иди и смотри". Режиссер - Элем Климов. "Беларусьфильм", 1985 год, но снято, сыграно и задумано так, что это и спустя двести лет будет так же эффектно. Настоящее искусство. Давно ни один фильм так не затягивал и так не ужасал. Фильм о войне. Вернее, о парнишке Флере, партизанах, эсэсовцах, оккупированных и сожженых белорусских деревнях. Не агитка, не мелодрама, не морализаторство (как у нас часто бывает), а подлинное полотно безумия, смерти и, в конце концов, всепобеждающего гуманизма. Фильм настолько страшный и странный (детализированный реализм, яркие краски, зверства), что просто смотреть его - испытание для психики. Не мудрено, если кто-то не сможет смотреть это во второй раз.
Все на экране живое, дышащее и настоящее: и туман, и пулеметные очереди, и несчастые жертвы, и нацисты. Каждый человек на экране - из плоти и крови. Оттого и жуть. И при всей чудовищности происходящего на экране - удивительный финал. Мрачные партизаны эсесовцев не сжигают заживо (как могли бы - и вроде бы по справедливости, из чувства мести), а только с отвращением расстреливают, когда те начинают одуревать от ужаса (мужик кидает факел в воду), Флера фигачит из винтовки по портрету Адольфа Алоизовича, при этом кадры военной хроники отматываются назад, пока в момент кульминации (в кадре - фрау Гитлер с сыночком) Флера не прекращает стрельбу. Ведь по матерям и детям никак нельзя стрелять... Ага, расскажите это бравым парням в касках и серой униформе!