Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Скелеты в шкафу милого немецкого города


Инструменты для пыток, использовавшиеся на судах над ведьмами в Бамберге.

Когда-то писал о своей поездке в тихий-мирный, красивый и не пострадавший от бомбежек немецкий город Бамберг, мировую столицу пива. Оказалось, прошлое у города было не сильно привлекательным! Читаю "Энциклопедию колдовства и демонологии" Рассела Хоупа Роббинса - и что я вижу! "Самые жестокие пытки применялись в Германии в начале XVII в., когда Бамберг стал синонимом ужаса и позора". Заглянул в раздел на букву "Б", а там - целая статья "Бамбергские суды над ведьмами". Тут написано, что в Бамберге и Вюрцбурге сильней всего свирепствовали массовые истребления ведьм. Местные князья-епископы славились исключительной жестокостью и изощренно пытали и истребляли людей сотнями ("Бамберг стал символом пыток"). Для обвинения хватало анонимки, и никаких шансов на спасение у обвиняемых не было. В Бамберге вообще наплевали даже на видимость следования юридическим нормам, здесь царили полное беззаконие и зверство (а конфискованное имущество оседало в карманах епископов). Дошло до того, что началось массовое возмущение, из города потянулись беженцы: "Советник Дюмблер, чью беременную жену жестоко пытали и сожгли, сказал императору: "Люди протестуют, не желая, чтобы все жители Бамберга предстали перед судом". Ужас длился с 1609 по 1631 годы. Гид в Бамберге ничего подобного не рассказывал, а ведь это целая история. Наверное, они там могли бы сделать приличный музей с орудиями пыток!


Специальная тюрьма для ведьм или Hexenhaus, сооруженная в 1627 году князь-епископом Бамберга Готфридом Иоганном Георгом II Фукс фон Дорнхеймом, который сжег, по меньшей мере, шесть сотен ведьм.

Лондон зловонный



Прочитал о таком замечательном событии в истории Лондона, как Великое Зловоние 1858 года. Как известно, все крупные города Европы до середины XIX века страдали от нечистот, которые скапливались на их улицах. Но Лондон переплюнул всех: в столице империи царила невыносимая вонь, тысячи лондонцев умирали от тифа и холеры. Канализационные стоки с заводов, боен и из ватерклозетов стекали в Темзу - и оттуда же бралась вода для мытья и приготовления пищи. Лето 1858 года выдалось жарким, и все, что десятками лет разлагалось в Темзе, в выгребных ямах, на улицах и кладбищах британской столицы (бедняков хоронили штабелями, едва присыпая землей), начало кошмарно вонять, цвести и вытекать из всех щелей. Палата общин прекратила работу, суды переехали в Оксфорд, все, кто мог, убежали из зловонного города. Лишь канализационная система через несколько лет спасла город, и об улучшении положения сигнализировал первый лосось, которого обнаружили в Темзе.

На карикатуре из журнала "Панч": физик Майкл Фарадей дает свою визитную карточку грязнуле Папе-Темзу (еще в июле 1855 года ученый написал письмо в газету "The Times" об ужасающем состоянии реки).

Нейл Янг на "Мотауне" - при участии Рика Джеймса!



Прочитал отличный пост про Нейла Янга (http://ban4a.livejournal.com/80606.html) и решил внести маленькую лепту - рассказать об одной малоизвестной детали биографии этого великого музыканта. Оказывается, у Нейла Янга был сингл на "Мотауне"! Вернее, не совсем у него, а у группы с его участием. Которую, кстати, основал Рик Джеймс, будущий знаменитый фанкер и автор бессмертных хитов "Mary Jane" и "Super Freak"!

Дело было так: в канадском городе Торонто в начале 60-х жила-была ритм-энд-блюзовая группа The Mynah Birds. Состав ее постоянно менялся, и в январе 1966 года случилось так, что состоявший в группе басист Брюс Палмер (будущий басист Buffalo Springfield) увидел паренька, который шел по улице с гитарой и усилком. И тут же предложил ему войти в состав The Mynah Birds! Паренька звали Нейлом Янгом. Группа подписала контракт с "Мотауном" (на 7 лет, между прочим), но тут Рика Джеймса арестовали за то, что он якобы нагло дезертировал во время службы во флоте, и коллектив развалился.

The Mynah Birds с Нейлом Янгом в составе успели записать всего одну сорокопятку (каталожный номер V.I.P. 25033), которая так и не была выпущена и затерялась в бездонных архивах "Мотауна" из-за того, что была неправильно подписана (подумать только, чего у них там только не затерялось!) Но сингл с песнями "It's My Time" и "Go On And Cry" нашелся - как раз в аккурат к выпуску сборника "The Complete Motown Singles, Vol. 6: 1966". И прямо сейчас мы эту диковинную редкость с пыльной "мотауновской" полки и послушаем! Оцените Рика Джеймса, который поет, как Мик Джаггер, и Нейла Янга, который играет на 12-струнной гитаре!

"It's My Time" (сочинение Нейла Янга и Рика Джеймса!)

"Go On And Cry"

Актуальные вопросы джеймсбрауноведения


Кто же на кого повлиял?
Принято считать, что под влиянием Джеймса Брауна неугомонный африканский музыкант и общественный деятель Фела Кути начал играть фанк. Но, возможно, этот как раз Кути повлиял на Джеймса Брауна, после чего тот начал играть жестче и фанковее! Сын знаменитого нигерийца Феми Кути говаривал, что его папа никогда не копировал американскую музыку.
А вот саксофонист Джеймса Брауна Пи Ви Эллис признался, что его босс присматривался к африканской музыке еще до того, как он со своей группой The Famous Flames впервые выступил в Африке (Берег Слоновой Кости, март 1968 года). Это вылилось в серию взрывных синглов, начиная с "Let Yourself Go" 1967 года и до эпохального "Cold Sweat". Эллис говорит: "В конце 1967 года у нас был хит "There Was A Time". Мы добавили африканского драйва в бридж "Let Yourself Go" и просто развили его на сцене".
Вот, например, сингл Fela Ransome-Kuti And His Koola Lobitos "Se E Tun De", вышедший в районе 1966 года:

А вот сама "Let Yourself Go" Джеймса Брауна, 1967 года:

Уже потом, когда в 1970 году Джеймс Браун триумфально посетит Западную Африку и даст концерт в Лагосе, это будет формальным поворотным пунктом, в котором Нигерия (и Фела Кути вместе с ней) приниклись фанком. Фела и Крестный отец так и не встретились, хотя Бутси Коллинс признался, что парни из бэнда Джеймса Брауна были в полном восторге, когда сходили на концерт группы Africa 70.

К вопросу о теории "Paul Is Dead" (Part 2)

Чтобы картина стала законченной, вот еще несколько моментов, раскрывающих истинную историю "Битлз", которую от нас так долго скрывали. Кстати, если на некоторых обложках (например, на "Rubber Soul") никаких улик не просматривается, то это еще подозрительнее: значит, воротилы шоу-бизнеса поработали здесь особенно усердно! Оформив "Белый альбом" в нейтральном белом цвете, они считают, что смогут скрыть правду. Фигушки им!

Collapse )

К вопросу о теории "Paul Is Dead"

Как известно, в ноябре 1966 года Пол Маккартни по дороге домой из студии погиб в автокатастрофе. Воротилы шоу-бизнеса скрыли это событие, заменив Пола двойником, и лишь сами "битлы", чтобы почтить память друга, замаскировали в своих альбомах намеки на страшную аварию. Жутковатая теория заговора "Paul Is Dead" вроде бы давно все доказала. Но исследователи не останавливаются на достигнутом! Сегодня я докажу вам, что все "битлы", кроме как раз Пола, погибли и были заменены двойниками...

Collapse )

Музыкальная археология (Part 10): Марва Уитни, японцы и фанк в лучших традициях



За эту потрясающую пластинку я отдал бы половину всего модерн-фанка! Марва Уитни - Соул-Сестра Номер 1, самая крутая и горластая певица из тусовки Джеймса Брауна самого фанкового периода конца 60-х-начала 70-х - всегда хотела делать "настоящую соул-музыку, которая задевает тебя и заставляет танцевать" (стоит послушать ее классическую работу 1969 года "It's My Thing"). Прошли десятилетия, но Марва Уитни все так же крута. Это доказывает ее первая с 1970 года пластинка "I Am What I Am" (2006), записанная в Токио и Канзас-сити. Практически весь материал новый - но сделан он совершенно в духе 1969 года: это сырые, живые, грязные и отточенные фанк, соул и блюз по канонам The J.B.'s. Интересно то, что Марве Уитни аккомпанирует японская группа Osaka Monaurail, с которой певица гастролировала в Японии, - японцы всегда славились своей музыкальностью и любовью к западным музыкальным традициям. Здесь они с толком, чувством и раcстановкой лабают жирные грувы, которые, по-моему, должны заставить европейских коллег крепко задуматься. 48 минут кайфа и энергии, сочетание заслуженной певицы из золотой эпохи и молодых фанк-японцев - в общем, настоящая музыка, все по-честному: "Я та, кто я есть!" И это в наше-то время!

P.S. Вот заглавная песенка для примера:

Скачать целиком можно тут: http://www.mediafire.com/?4dgzkfddedj#1

Jamiroquai: первый студийный бутлег 1993 года



До этой недели ни одного студийного бутлега Jamiroquai не существовало, были только концертные записи и пара огрызкой из студии. А тут экс-барабанщик Ник Ван Гелдер выложил в YouTube три оцифрованных с аудиокассеты "джамирокваевских" репетиции января 1993 года, сделанных в Nomi Studios:

"Friends"


"Funky Seven"


"Music Of My Mind" (с вокалом)


Интересно то, что недавно я разговаривал с Ником в "Фейсбуке" (http://igor-tsaler.livejournal.com/41007.html) и просил его выложить чего-нибудь из старенького! Наверное, я был не один с такой просьбой, но приятно, что в появлении этих сокровищ есть и моя маленькая заслуга. Ник обещает обнародовать еще старья 1993 года, а нынешний ударник Jamiroquai Деррик Маккензи вроде как тоже обещал порыться в архивах и выложить что-нибудь неизданное эпохи "Synkronized" (1999). Хотелось бы больше студийных бутлегов, наверняка там кучи скоровищ: дублей, иных аранжировок, неизданных треков, джемов...

***

Ну и напоследок еще один привет из тех же светлых времен расцвета эйсид-джаза: неслыханное доселе крутое демо "When You Gonna Learn", найденное в закромах Джилса Петерсона - ди-джея, коллекционера и основателя лейбла "Acid Jazz". Великолепно звучит!

Jamiroquai "When You Gonna Learn" ("Gilles Peterson Show", Kiss FM 1992)

Апельсины и искусство

Ярко-оранжевый, сочный, сладкий, ароматный, приятно умещающийся в ладони – это воплощенная свежесть, дар богов. Мягко отходящая от мякоти кожица, крохотные маслянистые капельки, покрывающие ладонь при делении плода, самый жизнерадостный на свете цвет, прохладные, наполненные животворным соком дольки - разве не прелесть? Кроме того, что все мы любим апельсины есть, эти фрукты серьезным образом наследили в искусстве.

***



Ироничная опера Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" была написана в 1918 году по заказу Чикагской оперы. Ее либретто основано на сказке Карло Гоцци, источником которой явилась некая восточная сказка. Имел удовольствие наблюдать постановку "Любови к трем апельсинам" в петербургском Мариинском театре: довольно фантасмагорическое зрелище с бредовым (как полагается в опере) сюжетом и помирающими от жажды принцессами, выползающими из гиганских оранжевых шаров.

***



Фильм "Заводной апельсин" (1971) стал одним из шедевров режиссера Стенли Кубрика. Саркастическая и диковатая притча про бандитов из воображаемого Лондона снята по роману Энтони Берджеса: хотя книга была написана еще в 1962 году, внимание на нее обратили после выхода фильма. Что же означает выражение "Заводной апельсин"? Сам Берджес ссылался на лондонское присловье "странный, как заводной апельсин". Поклонники фильма дают иную трактовку: психологическая обработка главного героя Алекса превращает его в "заводной апельсин" – снаружи он здоров, но внутри изуродован каким-то навязанным рефдекторным механизмом.

***



"Пять зернышек апельсина" – это приключение Шерлока Холмса, описанное Артуром Конан-Дойлом в журнале "Стрэнд" за ноябрь 1891 года. "...Осенние бури свирепствовали с неслыханной яростью. Целый день завывал ветер, и дождь барабанил в окна так, что даже здесь, в самом сердце огромного Лондона, мы невольно отрывались на миг от привычного течения жизни и ощущали присутствие грозных сил разбушевавшейся стихии". Так начинается мрачный рассказ о таинственном конверте с тремя буквами "К.К.К." на внутренней стороне и пятью сухими апельсиновыми зернышками внутри...

***



Знаменитый художник Поль Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни. Рассуждая о натюрмортах, он утверждал, что нашел "прекрасную формулу", созерцая и рисуя фрукты. Больше всего художника впечатляли яблоки, ведь они красивы и разнообразны по цвету, а их форма простая и завершенная. Но мастер отдал дань и апельсинам. Яркие оранжевые плоды дополнили радостную гармонию его "вкусных" полотен, как, например, в случае "Натюрморта с яблоками апельсинами", написанного в 1900 году.

По следам девятнадцатого века...



Купил и читаю замечательный трехтомник английского историка Эрика Хобсбаума, посвященный разбору XIX столетия. Это не сухой труд, там много интересных деталей, живых подробностей и занятных воззрений по поводу столетия, которое началось с создания фабрики в Ланкашире и Французской революции, а закончилось тотальным кошмаром Первой мировой войны и революцией в России, с остановками на Наполеоновских войнах, Коммунистическом манифесте ("Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма!"), Крымской войне и колонизации всего мира ушлыми европейцами.

Немного напрягает то, что автор, будучи марксистом, очень уж напирает на ребят вроде Маркса, Плеханова и Ленина. Ничего не имею против, но слишком много этого! Еще он пишет достаточно спорные (потому что слишком клишированные) вещи об истории Российской империи (например, строчка о том, как Александр II провоцировал еврейские погромы). Ну и перевод местами откровенно неудачный - иногда даже понятно, как там было по-английски и почему переводчик ошибся.

А так - если сквозь них продраться, книжки отличные и полезные, дают представление об истоках той социальной и политической реальности, которая окружает нас сегодня, да и просто заставляют задуматься. Например: что заставило жителей маленького острова - англичан - брать в руки оружие и плавать во всему земному шару, везде устанавливая свое господство и создавая империю, над которой не садится солнце? Почему, скажем, русские продирались сквозь Сибирь аж до Тихого океана: дома не сиделось? А вот исландцы сидят и никого не трогают. Пассионарность там или что? Понять это - значит понять многое в российской и мировой истории.
  • Current Music
    Vladimir Cosma "Happy End"
  • Tags