igor_tsaler Golden Entry

Category:

Кто вдохновлял Боба Дилана? Глубинное погружение в музыку Гринвич-Виллидж

"Наконец я здесь - в Нью-Йорке, городе, похожем на паутину, которую слишком сложно постигать. Я и не собирался. Я приехал сюда, чтобы найти певцов - тех, кого слышал на пластинках", - пишет Боб Дилан в "Хрониках". Предлагаю совершить путешествие в прошлое - и послушать артистов, которые вдохновили Боба Дилана. Поверьте, оно того стоит!

Когда Боб Дилан оказался в Нью-Йорке в январе 1961 года, город служил местом притяжения для битников, богемных поэтов, джазменов, фолковых пуристов, блюзовых музыкантов. И все они тусовались вокруг баров и кафе района Гринвич-Виллидж. А звучало это так.

John Lee Hooker "Boom Boom"

Клуб Gerde's Folk City. Именно там Боб Дилан открывал концерты Джона Ли Хукера в апреле 1961 года. Эта классическая блюзовая вещь, вышедшая на лейбле Vee-Jay, была записана в том же году. Она повлияла на многих. Например, на тех же The Animals.

Joan Baez "There But For Fortune"

Техасец Фил Оукс и Боб Дилан соперничали на сцене Гринви-Виллидж. Джоан Баез знала обоих - и записала эту песню Оукса в 1965 году, через год после того, как она была написана. Эта версия стала хитом в Англии. По иронии судьбы би-сайдом сингла шла дилановская "Daddy, You Been On My Mind".

Eric Andersen "Close The Door Lightly When You Go"

Эрик Андресен родился в Пенсильвании, но был открыт Томом Пакстоном, когда играл в Сан-Франциско. После музыкант перебрался в Нью-Йорк. Подписанный на Vanguard, Эрик Андерсен выступил на фестивале в Ньюпорте в 1964 году, а его песни помогли расширить влияние фолк-бума середины 1960-х. Дилан писал про него: "Эрик Андерсен - великий певец баллад".

Pete Seeger "We Shall Overcome"

Песня, написанная Чарльзом Альбертом Тиндли, была показана Питу Сигеру фольклористом Зилфией Хортон. Этот гимн борьбы за гражданские права 1950-х закрывал сет Дилана в триумфальном выступлении на Ньюпортском фестивале 1963 года. Вместе с ним пели Пит Сигер, Джоан Баез, Peter, Paul And Mary, The Freedom Singers и Теодор Байкел. Эта акустическая версия спета тихо и душевно - по контрасту со знаменитым исполнением в Карнеги-холле 1963 года.

Karen Dalton "Same Old Man"

Дилан: "Больше всего в этом кафе я любил Карен Далтон. Высокая белая блюзовая певица и гитаристка, сексуальная, долговязая и хмурая. На самом деле с нею мы познакомились раньше - еще летом в городке на горном перевале недалеко от Денвера, в фолк-клубе". Эта запись традиционного фолк-номера, сделанная в 1970 году, показывает, насколько крутой была эта девушка из Оклахомы. Только голос, банджо, органный дрон - и жуткая, первобытная, пыльная печаль.

The New Lost City Ramblers "Tom Dooley"

Дилан: "Я много слушал, особенно - The New Lost City Ramblers. Я к ним сразу проникся. Меня в них привлекало все - стиль, пение, звучание". Старомодный струнный ансамбль был образован в Нью-Йорке в 1958 году, чтобы исполнять старинный фолк, госпел и кантри.

Mimi And Richard Fariña "Celebration For A Great Day"

Супер-интеллигентный бруклинский отщепенец, который женился на фолк-певице Каролин Хестер до того, как был захвачен чувствами к младшей сестре Джоан Баез - Мими, - Ричард Фарина был ближайшим компаньоном и источником влияния на Дилана в начале 1960-х. Эта композиция - сочетание архаики и новизны, гитары и дульцимера - близка к дилановским экспериментам по слиянию эстетики разных времен.

Mark Spoelstra "Sugar Babe, It's All Over Now"

Уроженец Калифорнии, Марк Споэлстра перебрался в Нью-Йорк в 1959 году, где он сдружился с Бобом Диланом. Он сам рассказывал: "Мы проводили много времени вместе. У нас было много общего". Это слышно по версии песни "Sugar Babe, It's All Over Now", сыгранной на 12-струнной гитаре, которую Дилан и Споэлстра переняли от техасской блюзовой легенды Мэнса Липскомба.

Dave Van Ronk "Hesitation Blues"

Нью-йоркский марксист, отец-основатель всего движения фолк и блюз-возрождения 1960-х, мастер гитары и один их самых крутых музыкантов на сцене того времени, Ван Ронк любил все от госпела и старого фолка до джаза и водевиля. Для новичка Дилана он был гуру. Мастерство игры на гитаре и яростный стиль пения - основа этой записи 1964 года.

The Foc'sle Singers "Rio Grande"

Детище фолк-певца и коллекционера Пола Клейтона, ансамбль The Foc'sle Singers специализировался на хоровых матросских песнях. Эта версия старой фолк-песни вдохновила Дилана на "Don't Think Twice". Друг и поклонник Дилана, Клейтон покончил с собой в 1967 году, сунув в ванну с водой электронагреватель.

Kenneth Patchen "State Of The Nation"

"Я вышел из дикой местности и по-настоящему влюбился в бит-сцену, в богемную, бибоп-тусовку, это все было связано", - говорил Боб Дилан в 1985 году. Уроженец Огайо, поэт Кеннет Пэтчен жил в Нью-Йорке с 1934 по 1957 годы, являясь одним из зачинателей сцены битников Гринвич-Виллидж. Свои сюрреалистические стихи он обычно читал под аккомпанемент джаза. "На меня это повлияло так же, как Элвис Пресли", - говорил Дилан.

Bukka White "Fixin' To Die Blues"

Кузен Би Би Кинга, гитарист Букер Ти Вашингтон Уайт начал играть на скрипке на танцульках в районе Миссисипи еще в 1920-е. В 1930-е записывался на Victor Records под влиянием блюзовой легенды Чарли Паттона. Позже записывался для Джона Ломакса. Боб Дилан исполнил его "Fixin' To Die Blues" на дебютном альбоме в 1962 году - и вывел ветерана на новый виток популярности в 1960-е.

Lightnin' Hopkins "Coffee House Blues"

Рожденный в Сентервилле, Тенхас, в 1912 году, ученик Блайнда Лемона Джефферсона, Сэм "Лайтнин" Хопкинс начал записываться для Aladdin Records в начале 1940-х. Его расслабленная манера, стиль игры на гитаре повлияли на раннего Дилана. Пример - этот блюз о женщине, которая бросила мужа на почве любви к кофе.

The Clancy Brothers "The Wild Colonial Boy"

Боб Дилан: "Я никогда не слышал никого лучше Лиама Клэнси. Он был лучшим исполнителем баллад из всех, что я слышал в своей жизни". Семья ирландских актеров, осевших в Нью-Йорке в середине 1950-х, Клэнси и их друг Томми Мэкем пели по барам развеселые песни своей страны. Дилан стремился перенести их подход на американский ландшафт.

Allen Ginsberg "America"

Когда поэт-битник впервые услышал "A Hard Rain's A-Gonna Fall" в 1963 году, он плакал от радости, осознав, что богемные традиции переходят от стариков к молодым. Гинсберг и Дилан встретились в конце 1963 года - и подружились. Влияние поэта ощутимо в таких песнях, как "My Back Pages" и "Chimes Of Freedom".

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.